Задачи по бюджетной системе. Часть 01
Задача №282 (расчет суммы регулирующих доходов бюджета)
Пример 1. Необходимо рассчитать сумму регулирующих доходов бюджета области.
Исходные данные:
- Сумма расходной части бюджета области – 550 млн. руб.
- Дефицит бюджета – 55 млн. руб.
- Сумма закрепленных доходов – 220 млн. руб.
Решение:
Дефицит бюджетный – превышение расходов бюджета над его доходами. Является следствием кризисных процессов в экономике государства (падения производства, снижения эффективности функционирования отдельных отраслей, несвоевременного проведения структурных изменений, особенно там, где высокий удельный вес государственного сектора, большие военные расходы, на покрытие убытков от стихийных бедствий и т.п.). Бюджетный дефицит требует принятия энергичных мер со стороны правительства для его ликвидации. К ним относятся: сокращение расходов бюджета, изменения в налоговой и кредитной политике, направленные на рост производства и его эффективности и т.п. Бюджетный дефицит ложится, прежде всего, на население как наиболее несправедливый налог.
Зная размер расходной части бюджета и размер дефицита бюджета, определяем сумму доходов бюджета:
Д=550-55=495 млн. руб.
В свою очередь, сумма доходов бюджета состоит из закрепленной и регулирующей части. Следовательно, сумма регулирующих доходов бюджета составляет:
Др=Д-Дз=495-220=275 млн. руб.
Пример 2. Рассчитайте доходы бюджета городского поселения в целом и в разрезе отдельных источников, если на его территории были собраны следующие виды доходов:
- Налог на прибыль организаций – 19 млн. руб.
- Акцизы на табачную продукцию – 1,5 млн. руб.
- Налог на доходы физических лиц – 16 млн. руб.
- Земельный налог – 1,2 млн. руб., в том числе с межселенных территорий – 0,8 млн. руб.
- Единый налог на вмененный доход – 0,8 млн. руб.
- Единый сельскохозяйственный налог – 0,6 млн. руб.
- Доходы от использования муниципального имущества – 3,1 млн. руб.
Решение:
Доходы местных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов.
Согласно ст. 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога – по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30 процентов.
Учитывая указанные положения ст. 61 БК РФ, определяем объем налоговых доходов:
НД=16*10/100+1,2+0,6*30/100=2,98 млн. руб.
Согласно ст. 62 БК РФ в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.
Таким образом, объем неналоговых доходов составляет:
ННД=3,1 млн. руб.,
доходы бюджета составляют:
ДБ=НД+ННД=2,98+3,10=6,08 млн. руб.
Обновить
- заключения на возврат налога на имущество организаций на сумму 28 000 рублей;
- заключения на зачет излишне уплаченной суммы транспортного налога с организаций в счет недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду – 12 000 руб.
Нормативы отчислений в бюджеты по налогам:
1. Налога на имущество организаций: в бюджет субъекта РФ – 70%, в местный бюджет – 30%.
2. Транспортный налог с организаций: в бюджет субъекта РФ – 50%, в местный бюджет – 50%.
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта РФ – 40%. В местный бюджет – 40%.
Суммы поступлений:
1) налог на имущество организаций – 800 000 руб.,
2) транспортный налог с организаций – 250 000 руб.,
3) плата за негативное воздействие на окружающую среду – 400 000 руб.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
1. Налог на прибыль организаций – 217 млн. рублей.
2. Налог на доходы физических лиц – 159 млн. рублей.
3. Налог на имущество организаций – 39 млн. рублей.
4. Единый налог на вмененный доход – 1 млн. рублей.
5. Единый сельскохозяйственный налог – 0,5 млн. рублей.
6. Доходы от использования муниципального имущества – 6 млн. рублей.
земельного налога – по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
Кроме того, в бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов;
единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 50 процентов;
государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса РФ.
В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 Бюджетного кодекса РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов (бюджетов муниципального района, бюджетов городских и сельских поселений) формируются в том числе и за счёт доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за некоторыми исключениями по нормативу 100% (в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ).
Исходя из этого, рассчитываем сумму налоговых доходов бюджета городского поселения:
- налог на доходы физических лиц (10%), т.е. 159*10/100=159,90 млн. руб.;
- единый сельскохозяйственный налог (50%), т.е. 0,5*50/100=0,25 млн. руб.
Итого налоговые доходы бюджета городского поселения составляют:
15,90+0,25=16,15 млн. руб.
В бюджет городского поселения также включаются неналоговые доходы (доходы от использования муниципального имущества) в сумме 6,00 млн. руб.
Общая сумма доходов бюджета городского поселения составляет:
16,15+6,00=22,15 млн. руб.
- земельный налог – 12000 руб.;
- НДС – 20000 руб.;
- акцизы на водку и ликероводочные изделия – 7500 руб.;
- налог на прибыль (доход) организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ – 11800 руб.
1. Уточните распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы в соответствии с положениями БК РФ и заполните соответствующую таблицу, указав нормативы их отчислений в бюджеты соответствующего уровня в процентах.
2. Произведите распределение указанных сумм поступивших доходов по установленным законодательством нормативам отчислений.
3. Рассчитайте общую сумму поступлений, зачисляемых в местный бюджет.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
- доходы от реализации государственного имущества – 15 млн. рублей;
- доходы, полученные в виде финансовой помощи – 18 млн. рублей;
- штрафы за нарушение налогового законодательства – 7 млн. рублей;
- доходы от аренды государственного имущества – 13 млн. рублей;
- бюджетный кредит – 10 млн. рублей.
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (13 млн. руб.).
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (15 млн. руб.).
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (18+10 млн. руб.).
6. Иные неналоговые доходы.
Таким образом, сумма неналоговых доходов бюджета составляет:
13+15+18+10=66 млн. руб.
ГД=ГР-Д.
Государственные расходы (ГР) представляют собой сумму государственных закупок товаров и услуг (ГЗ) и трансфертов, т.е. выплат из бюджета (ТР):
ГР=ГЗ+ТР.
Государственные доходы составляют:
ГД=ГЗ+ТР-Д=700+300-80=920 ден. ед.
1. Налог на прибыль организаций – 217 млн. рублей.
2. Налог на доходы физических лиц – 159 млн. рублей.
3. Налог на имущество организаций – 39 млн. рублей.
4. Единый налог на вмененный доход – 1 млн. рублей.
5. Единый сельскохозяйственный налог – 0,5 млн. рублей.
6. Доходы от использования муниципального имущества – 6 млн. рублей.
налога на доходы физических лиц – по нормативу 10% (159*10/100=15,9 млн. руб.);
единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 50% (0,5*50/100=0,25).
Налог на прибыль организаций распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Налог на имущество организаций зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации. Единый налог на вмененный доход зачисляется в бюджет муниципального района.
Согласно ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования муниципального имущества зачисляются в соответствующий местный бюджет по нормативу 100%. Таким образом, если в условии говорится о доходе от использования муниципального имущества, которое находится на территории городского поселения, то и данный доход будет зачислен в указанный бюджет.
Таким образом, доходы бюджета городского поселения равны:
Д=15,90+0,25+6,00=22,15 млн. руб.
Д=Р-ДБ=450-60=390 млн. руб.
Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Общая сумма доходов равна 390 млн. руб., а сумма неналоговых доходов – 150 млн. руб. Следовательно, сумма налоговых доходов составляет:
НД=390-150=240 млн. руб.
Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета области составляет 38,5% (150*100/390).
Условие. Сумма расходной части бюджета области – 380 млн. руб. Дефицит бюджета – 45 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 200 млн. руб.
Зная размер расходной части бюджета (Р) и размер дефицита бюджета (Дб), определяем сумму доходов бюджета:
Д=Р-Дб=380-45=335 млн. руб.
В свою очередь, сумма доходов бюджета состоит из закрепленной и регулирующей части. Следовательно, сумма регулирующих доходов бюджета составляет:
Др=Д-Дз=335-200=135 млн. руб.
НДС – 50 млрд. рублей;
налог на прибыль организаций – 23 млрд. рублей;
налог на игорный бизнес – 7 млрд. рублей;
налог на имущество физических лиц – 10 млн. рублей;
налог на доходы физических лиц – 15 млрд. рублей.
Налог на прибыль организаций распределяется по уровням бюджетной системы:
суммы, исчисленные по ставке 3% - в федеральный бюджет;
суммы, исчисленные по ставке 17% - в бюджет субъекта РФ.
Налоги, элементы которых устанавливаются законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта, являются региональными. К ним относится налог на игорный бизнес. Таким образом, 100% налога на игорный бизнес зачисляется в бюджет субъектам РФ.
Налоги, устанавливаемые органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории определенного муниципального образования (города, поселка, села), называются местными. Это, например, налог на имущество физических лиц. Таким образом, 100% налога на имущество физических лиц зачисляется в бюджет городских поселений.
С 1 января 2014 г. изменился порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Отчисления в бюджеты субъектов РФ составят 85%; в бюджеты городских поселений – 10%, в бюджеты муниципальных районов – 5%.
Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты. Исходя из этого, доходы консолидированного бюджета субъекта РФ включают:
налог на прибыль, исчисленный по ставке 18% (зачисляется в бюджеты субъектов РФ);
налог на имущество физических лиц (100% зачисляется в бюджеты субъектов РФ);
налог на имущество физических лиц (85% зачисляется в бюджеты городских поселений);
налог на доходы физических лиц (85% от общей суммы зачисляется в бюджеты субъекта РФ, 10% в бюджеты городских поселений и 5% в бюджеты муниципальных районов).
Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ составляют:
23,0*17/100+7,0+10,0/1000+15,0=26,1 млрд. руб.