Задачи по экономической теории. Часть 31
Задание №279 (вопросы по теме «Предмет экономической теории»)
Вопрос 1. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в подмосковной зоне?
Ответ: Не задумываясь над интересами общества, преследуя собственные эгоистические цели, человек тем не менее, может действовать в интересах общества, увеличивая совокупное материальное богатство.
Вопрос 2. Знаменитый американский философ Альфред Норт Уайтхед в своей книге «Приключение идей» так характеризует «экономического человека»: «Его прелесть в том, что он всегда и во всем предсказуем. Не только он сам, но и его соседи всегда знают, чего он хочет... Его отец и дед имели те же самые желания и точно так же удовлетворяли их. Где бы ни возникала какая нехватка, экономический человек в первую очередь узнает, чего именно недостает и как удовлетворить потребителя... Все это восхитительно просто и, Предмет экономической теории если надлежащим образом поразмыслить, даже очевидно... Но как только мы имеем дело с социальной системой, подверженной значительному изменению, эта простейшая картина человеческих отношений должна будет рассматриваться уже совсем по-другому».
Почему мы все-таки используем абстрактную модель «экономического человека»?
Ответ: Любая модель беднее реальной действительности. Но именно моделирование позволяет выявить самые существенные, устойчивые связи между явлениями реальной жизни.
Вопрос 3. Какая из ниженазванных ситуаций подходит к современной модели «экономического человека»:
- а) частная собственность и высокая компетентность позволяют обеспечить реализацию целей человека при свободной конкуренции;
- б) «винтик» в системе централизованно регулируемого производства и распределения;
- в) человек не в состоянии достичь своих целей без вмешательства государства – он слишком слаб и не уверен в себе;
- г) ни одна из вышеназванных.
Правильный ответ – а), поскольку современная модель «экономического человека» – «социально-индивидуальный человек» предполагает его высокий общеобразовательный и культурный уровень, значительную информированность в обществе, основанном на демократических началах.
Вопрос 4. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?
- а) максимальное удовлетворение потребностей;
- б) экономическое благо;
- в) неограниченные потребности;
- г) неограниченные ресурсы;
- д) эффективное использование ресурсов.
Правильный ответ – Г.
Вопрос 5. Проанализируйте утверждения:
- «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;
- «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
- «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;
- «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».
Определите позитивные и нормативные утверждения.
Ответ. Позитивные утверждения:
- «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»
- «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей».
Нормативные утверждения:
- «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
- «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».
Вопрос 6. При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп. Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях.
Ответ: В первом абзаце содержится позитивное утверждение, а во втором – нормативное.
Вопрос 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
- а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
- б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
- в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 2300 рублей;
- г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
- д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
- е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
- ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.
Ответ: Прежде всего, различие заключается в уровне экономического анализа. Рассмотрение может быть либо на уровне агрегатных величин, либо на уровне их составляющих. Помня об известной условности деления на микро- и макроэкономику, к последней можно отнести пункты а, в, г, д, ж.
Вопрос 8. Каковы могут быть, на Ваш взгляд, проявления закона непредвиденных последствий в следующих ситуациях:
- для ослабления социальной напряженности правительство резко увеличило пособие по безработице;
- с уходом в историю эры «холодной войны» в ряде слаборазвитых стран были ликвидированы военные базы сверхдержав.
Ответ: Этих последствий может быть много, например:
- увеличится количество безработных за счет лиц, предпочитающих получать пособие;
- снизится уровень жизни населения этих стран, связанный с функционированием военных баз и затратами сверхдержав на содержание их персонала.
Вопрос 9. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.
Ответ: меркантилизм, физиократы, классическая школа, маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство.
Обновить
Согласно трудовой теории стоимости общественно необходимое время для производства данного товарного продукта – это индивидуальное рабочее время тех товаропроизводителей, которые производят основную массу продуктов данной стоимости. Данный показатель определяет величину стоимости товара при более или менее полном соответствии структуры предполагаемой товарной массы потребностям общества в ней. Такое соответствие является идеальным случаем и общественно необходимое время является лишь центром тяготения величины стоимости. Описанные в задаче условия говорят о том, что цена алюминия снизилась. Следует при этом отметить, что именно в указанное время в отрасли, производящей алюминий, произошли коренные изменения. Рост производительности труда повлек за собой количественное увеличение продукции, создаваемой в единицу времени, что способствовало сокращению затрат труда на единицу продукции, а следовательно, снижению общественно-необходимых затрат труда и, вместе с этим, снижению стоимости товара.
В реальной действительности имеет место известное неравновесие между структурой производства и потребления. Согласно закону спроса и предложения такое неравновесие изменяет условия производства и реализации товаров, модифицирует стоимость и приводит к образованию рыночных стоимостей товара. При превышении производства данного товара над общественной потребностью в нем, рыночная стоимость единицы этого товара сокращается. При недостаточности товарной массы данного рода в сравнении с потребностью людей, рыночная стоимость растет.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающуюся общую полезность. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Это вполне обосновано и согласуется с описанными в условии данными, поскольку с середины 19 века по 1913 год значительно выросло производство алюминия.