Задачи по маркетингу. Часть 07
Задача №402 (оценка потребительской привлекательности продукта)
Оцените потребительскую привлекательность продукта по Вашему выбору (обувь «Монарх», йогурт «Заречье» или тетради «Школьник») по десятибалльной шкале, исходя из следующих критериев:
- назначение (функциональность, многофункциональность) и степень полезности товара;
- качество материала, из которого изготовлен продукт (натуральный продукт, заменитель и т.д.);
- эстетичность и дизайн продукта;
- соответствие моде, престижность;
- удобство в использовании и уходе (хранении);
- соответствие цены качеству товара, доступность цен.
Решение задачи:
Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.
Таким образом, наряду с качеством, к составляющим элементам конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяются как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.).
В различных отраслях промышленности для характеристики качества и конкурентоспособности используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:
- физико-химические показатели характеризуют состав пищевых продуктов;
- органолептические показатели – это внешний вид, цвет, вкус, запах;
- эстетические показатели характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);
- технологические показатели: удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;
- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;
- показатели сохраняемости определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;
- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке.
Оценим по десятибалльной шкале потребительскую привлекательность йогурта «Заречье». Хочется также отметить, что такая оценка является весьма субъективной.
Критерии потребительской привлекательности | Баллы |
а) назначение (функциональность, многофункциональность) и степень полезности товара | 8 |
б) качество материала, из которого изготовлен продукт (натуральный продукт, заменитель и т.д.) | 8 |
в) эстетичность и дизайн продукта | 7 |
г) соответствие моде, престижность | 6 |
д) удобство в использовании и уходе (хранении) | 7 |
е) соответствие цены качеству товара, доступность цен | 8 |
Результаты оценки, приведенные во втором столбце таблицы, свидетельствуют, что данный товар далек от совершенства, поскольку «идеальный» товар получил бы 10-балльные оценки. Предприятию-производителю данного кисломолочного продукта стоит уделить внимание повышению потребительских свойств выпускаемого товара.
Обновить
Зарубежные партнеры предложили поставку в страну товара В, которым фирма ранее не занималась. Будет ли благоприятным рынок сбыта этого товара в стране? В случае благоприятного рынка фирма могла бы получить прибыль в размере 60000 ден. ед., а если рынок неблагоприятный, то расходы составят 20000 ден. ед. Каждая ситуация имеет шанс 0,5.
Определить, на какую максимальную цену за маркетинговые исследования следует согласиться руководству фирмы «АВС» во время обсуждения условий договора с консалтинговой фирмой с учетом ценности информации.
45000*0,7-15000*0,3=27000 ден. ед.
Рассчитываем наиболее вероятную прибыль при импорте товара В:
60000*0,5-20000*0,5=20000 ден. ед.
Таким образом, максимальная цена за маркетинговое исследование равна разнице между суммами наиболее ожидаемой прибыли при импорте товара А и импорте товара В:
27000-20000=7000 ден. ед.
Определите, какие потребности клиента (по Маслоу) удовлетворяются на каждом из уровней качества: базовом, требуемом и желаемом.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи