Задачи по микроэкономике. Часть 45 (максимизация прибыли)
Задача №650 (ценовая политика олигополии)
Почему фирмы-олигополисты редко практикуют или почти не практикуют снижение цен? Чем вызван переход от ценовой к неценовой конкуренции?
Решение задачи:
Отличительная черта олигополии – немногочисленность продавцов на рынке. Отрасль относится к олигополии, когда малое число фирм господствует на рынке (товаров и услуг, экономических ресурсов). Олигополии могут выпускать однородную или дифференцированную продукцию. Многие промышленные продукты (сталь, цинк, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д.) являются стандартизированными и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие фирмы, производящие потребительские товары (автомобили, табачные изделия, бытовая техника) являются дифференцированными олигополиями.
Каждый олигополист считает, что изменение цены приведет к худшему. Значительное число потребителей продукции фирмы покинет ее, если она поднимет цену. Если фирма снизит цену, то ее продажи увеличатся в лучшем случае умеренно. Снижение цены понизит валовый доход фирмы, и производство несколько большего объема продукции увеличит валовые издержки. Хуже того, снижение цены фирмой А может быть не перекрыто фирмами Б и В. Первоначальное снижение цены фирмой А может вызвать войну цен, так что количество, проданное фирмой А, может на самом деле уменьшиться, если конкурирующие фирмы назначат еще более низкие цены. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижение цен. Вследствие этого возможность значительного увеличения чьей-то рыночной доли мала, конкурент быстро аннулирует любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И, конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен.
Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции (упаковка, местоположение торговой точки, постпродажное гарантированное обслуживание и т.д.) могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, так как изменение продукта, усовершенствование производственной технологии и удачные рекламные акции не могут также быстро и также полно быть продублированы, как снижение цен. Олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, с помощью которых можно поддерживать рекламу и развитие продукта.
Обновить
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Определить:
1) оптимальную для монополии цену и объемы производства на каждом предприятии,
2) сумму прибыли.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
P(Q)=12-1,5Q.
Общие издержки этой фирмы:
TC(Q)=Q^2+2Q+4.
Определите:
1) оптимальные объем производства и цену, а также прибыль, получаемую в краткосрочном периоде;
2) что произойдет в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции? (график при ответе обязателен).
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
В отрасли функционируют две фирмы, затраты которых одинаковы и равны:
Если каждая фирма не ожидает от своих конкурентов изменения цен или объемов при приеме решения, определить объемы выпуска и цены конкурентов в условиях равновесия.
Приведите графическую иллюстрацию и сделайте выводы.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи