Задачи по менеджменту. Часть 24
Задача №6890 (теоретические основы менеджмента)
Цель задания: проверка знаний в области теоретических основ менеджмента.
Содержание задания:
- дать определение понятий «менеджмент» и «управление», показать разницу между этими понятиями;
- указать основные категории менеджмента и дать им краткое определение;
- раскрыть содержание внутренней и внешней среды организации;
- перечислить основные закономерности менеджмента.
Решение задачи:
1. Под менеджментом понимают способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».
Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Прежде всего, необходимо отметить, что управление – это общий процесс, менеджмент – это частный процесс. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы. Кроме того, разница между понятиями «менеджмент» и «управление» сводится к следующему:
а) масштаб: управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов;
б) оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах);
в) научная дисциплина: менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами;
г) коммерческая составляющая: на практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
2. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента – это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Методы менеджмента – это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.
3. Внешняя среда бизнеса – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов и др. В любом случае внешняя среда может быть средой как прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия. Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента, организации на элементы макросреды опосредованы и существенно ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия, сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их избежать или переменить путем соответствующего стратегического выбора; сама организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы этой среды.
Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и традиции, отношения руководства – подчинения, доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства, социально-психологический климат в коллективе и др. В любом случае для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.
4. Закономерности менеджмента – это общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих менеджмент:
1) дифференциация и интеграция деятельности людей в процессах менеджмента;
2) диверсификация, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр.;
3) иерархическое строение системы менеджмента;
4) изменение степени централизации от этапа развития организации, проявляющееся через делегирование полномочий;
5) усиление роли человеческого фактора;
6) зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации;
7) зависимость управляемости от менеджмента и реализации менеджмента от уровня управляемости организации;
8) соотносительность субъекта и объекта менеджмента;
9) соответствие цели менеджмента целям организации.
Обновить
Содержание задания: постройте кроссворд, аналогичный данному.
По горизонтали:
2. Совокупность индивидуально-своеобразны х психических свойств.
5. Синоним анонимного письма.
8. Необходимые условия для слаженной работы коллектива.
9. Одна из форм мышления.
10. Правила поведения.
По вертикали:
1. Умение контролировать свои эмоции.
3. Готовность и стремление проявить себя в чем-нибудь.
4. Приспособление к изменяющимся условиям.
6. Бывает профессиональный и реальный.
7. Зависимость от мнения окружающих.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из четырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу. При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее, вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует. Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки. Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить положение?
Исходя из выше изложенного, руководителю группы может быть рекомендовано осуществить комплекс мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Формирование сплоченного коллектива – процесс довольно долгий.
Как можно сплотить коллектив?
Во-первых, следует завести традиции. Сотрудники, ежедневно решающие какие-то вопросы, что-то изобретающие и познающие, мечтают о комфорте. Тогда и работа спорится лучше. Нет ничего проще для решения этого вопроса, чем заведение традиций. К примеру, можно начинать каждое утро с музыки или каждую среду ходить всем коллективом в бассейн, каждую пятницу общаться на английском языке, отмечать вместе праздники, дни рождения, посещать различные квесты. Все это объединяет людей, делает ближе друг к другу, раскрывает их потенциал и является к тому же тимбилдингом.
Во-вторых, целесообразно стараться собирать всех членов коллектива вместе. Неважно, как часто это происходит: раз в месяц, неделю или день. Важно, что это происходит. Люди в коллективе должны понимать, что их работа важна, их мнение слышат. Необходимо знать суть работы каждого члена коллектива, подчеркивать значимость его участия в общем деле, делиться проблемами и вместе находить решения. Не обязательно слишком детализировать свою работу, можно просто указать на проблемные места, возможно, кто-то с легкостью поможет в этих вопросах. Это максимизирует командную работоспособность, делает людей сплоченными.
В-третьих, один из самых значимых трендов последних лет — применение принципов и технологий, характерных для компьютерных игр, для повышения вовлеченности потребителей и пользователей в любой процесс. И этот метод прекрасно работает для удержания людей в рабочем процессе. Сделайте выполнение задач, решение проблем или достижение показателей целью или этапами игры − и вот, весь офис увлеченно играет в квест под названием «Работа». Система поощрений, бейджей, званий и уровней мастерства превращает любой процесс в веселье и, используя соревновательный дух, затягивает геймеров в свою пучину с головой. По прогнозам аналитиков, уже к 2020 году технологиями геймификации в корпоративном управлении будут пользоваться около половины всех компаний, так что не стоит откладывать изучение и внедрение этого метода, иначе вы рискуете оказаться в грустной и отсталой половине мирового бизнес-сообщества.
Содержание задания: в хронологической последовательности отразите развитие управления в России, используя следующую таблицу (начальный период реформ определяется преподавателем, например с 1917 г. и т.д., или с 1945 г. и т.д., или с 1985 г. и т.д.).
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Содержание задания: Разгадайте кроссворд и составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.
По горизонтали:
1. Экономическое соперничество обособленных производителей.
3. Государство как элемент управления.
7. Торговля в широком смысле слова.
8. Структура управления, определяющая формы разделения труда в управлении.
9. Один из элементов структуры управления.
10. Способ осуществления управленческой деятельности.
По вертикали:
2. Управляемая система.
4. Разъездной представитель крупных торговых предприятий.
5. Руководящее правило, которое вытекает из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития.
6. Совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется планирование.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи